Подпишитесь на рассылку

Содержание:

  1. Какие бывают катализаторы
  2. Причины вызывающие поломку катализатора
  3. Выявляем неисправности катализатора

Автомобильный катализатор, или каталитический конвертер, один из элементов системы выхлопа понижающий токсичность выхлопных газов. Достигается это химической реакцией направленной на составные элементы отработанной топливной смеси: оксид азота, угарный газ, углеводород.

расположение катализатора

Расположение катализатора на автомобиле.

Катализатор – действующее вещество, способное вызвать, ускорить преобразование, без включения в сам процесс. Подобнее влияние способны оказывать: хром, родий, золото палладий, никель, медь. С использованием этих свойств и строится действие катализатора, ускоряется процесс преобразования вредных элементов.

Катализатор может быть установлен после приемной трубы системы выхлопа или непосредственно на трубу. Второй способ повышает эффективность прибора, так как для его работы нужна температура выше трехсот градусов, в то же время слишком высокая температура сокращает срок службы каталитического нейтрализатора.

Вещества, входящие в состав выхлопа системы двигателя внутреннего сгорания:

  • вода;
  • азот;
  • углекислый газ, вреден не он, а его избыток.

Перечисленные составляющие выхлопного газа безвредны, но кроме них есть еще и элементы, считающиеся опасными для человека, окружающей среды:

  • углеводород, оксид азота – входит в состав смога;
  • окись углерода – ядовитое вещество, газ незаметен глазом, не имеющий запаха.
схема принцип работы катализатора

Принцип работы катализатора в схеме.

Катализаторы, которые сегодня используются в автомобилестроении, трехкомпонентные. В них три преобразователя, по одному на каждый токсичный компонент смеси.Внешне катализатор выглядит, как стальной корпус, внутри которого помещается конструкция, напоминающая либо соты, либо бусины, выполненные из керамики.

Сотовые ячейки изготавливаются из керамики или металла с напылением химического элемента, выступающего в качестве ускорителя реакции. Сейчас в качестве катализатора стали активно использовать золото, его стоимость меньше, чем палладия, платины или родия, применяемых до этого.

Прибор, внутри которого керамические бусины, имеет более низкую стоимость, но проигрывает в хрупкости конструкции, выводится из строя незначительным механическим воздействием.

Катализатор, в качестве действующего вещества, может использовать вещества, которые выполняют окислительную функцию или восстанавливающую.

Восстанавливающий нейтрализатор действует на состав отработанных газов так, что бы максимально сократить количество оксида азота, выбрасываемого в атмосферу, создается такой эффект платиновым или родиевым покрытием. Происходит химическая реакция: оксид, двуоксид азота, соединяясь с катализирующим элементом, расщепляется на атомы азота и кислорода, в результате получаем кислород и газообразный азот, не приносящий вреда среде.

Окислительный каталитический конвертер, используя палладий и платину, дожигает несгоревшее топливо, насколько это возможно, в результате образуется углекислый газ, выпускаемый в окружающую среду. В процессе сжигания происходят реакции, дающие кроме углекислого газа воду и азот.

Причины, ведущие к поломке каталитического преобразователя.

Керамические нейтрализаторы отличаются хрупкостью конструкции, вывести из рабочего состояния прибор может:

  • Механическое повреждение, спровоцированное ударом, например, о выступающий камень на дороге;
  • Разница температур, вызванная попаданием холодной жидкости с дорожного покрытия на работающий катализатор;
  • Некорректно работающая система зажигания. В случае, когда при запуске двигателя топливная смесь не воспламеняется, ГМС попадает из приемной трубы в емкость катализатора, при последующем запуске системы, попавшее горючее детонирует внутри катализатора, что приведет к разрушению внутренней структуры преобразователя.

Причиной поломки всех видов прибора могут быть:

  • плохой бензин, содержащий примеси;
  • проникновение в нейтрализатор масла по причине изношенных колпачков;
  • при проникновении внутрь катализатора жидких смесей очищающих топливную систему;
  • переобогащенная ТВС;
  • простой на «холостом» ходу.

Как узнать, что нейтрализатор пришел в негодность

  1. Резко ухудшается динамика транспортного средства, плавающие обороты на холостом ходу, в процессе эксплуатации автомобиль «не вытягивает», визуально можно увидеть покраснение корпуса катализатора, это случается при забивке сот, утраты пропускной способности прибора;
  2. В некоторых случаях можно услышать звон или позвякивание (осыпание внутренней конструкции прибора).

При проведении диагностики и при выявлении необходимости замены стоит учесть, что отремонтировать вышедшую из строя деталь выхлопной системы отремонтировать нельзя, только полная замена такой же катализатор, или аналогичный универсальный преобразователь.

При желании можно произвести замену катализатора на пламегаситель.

Меню