Подпишитесь на рассылку

Содержание:

  1. Виды датчиков
  2. Устройство лямбда-зонда
  3. Причины поломки датчика
  4. Последствия неправильной работы

Лямбда зонд, или регулятор кислорода, прибор системы выхлопа ДВС, показывающий сколько кислорода содержится выхлопе авто.

Название дано не случайно, лямбдой конструкторы определяют значение кислорода в топливновоздушной смеси, а зонд – приспособление для измерения.

Что дает знание о количестве О2 в выброшенных системой двигателя газах?

Введение экологических норм, регламентирующих содержание загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу автомобилем, сделало катализатор, устройство, позволяющее снижать этот уровень до принятой нормы, обязательным элементом выхлопной системы. Но катализатор расходная деталь, на его эффективность и долговечность влияет соотношение атмосферного воздуха и, собственно, горючего вещества в смеси.

Формирование стехиометрической смеси, при соотношении воздуха и топлива достаточном для выгорания

устройство датчика кислорода схема

смеси без остатка, в атмосферу выбрасывается минимум выхлопа, лямбда равна единице, это идеальное значение.

Повышение этого значения приводит к обеднению смеси, понижение к обогащению. Любое значение датчика, отличающееся от единицы, негативно сказывается на эффективности сгораемой смеси. Поскольку объем кислорода определяется в уже в выхлопе, датчик для замеров монтируется перед катализатором в системе выхлопа.

Датчик остаточного кислорода бывает:

  • резистивный: среда, куда помещен измеритель, влияет на сопротивление;
  • электрохимический: провоцирует колебания напряжения электродами с напылением диоксида циркония, которое изменяется от степени концентрации кислорода в полученном выхлопе

Устройство датчика концентрации кислорода

  1. стальной корпус;
    схема лямбда-зонда

    Схема устройства датчика кислорода

  2. уплотнительное кольцо;
  3. токосъемник электрического сигнала;
  4. керамический изолятор;
  5. проводка;
  6. манжета проводов;
  7. контакт цепи подогрева;
  8. наружный защитный экран с отверстием для атмосферного воздуха;
  9. стержень со спиралью накаливания;
  10. циркониевый наконечник;
  11. внутренний защитный экран с отверстием для отработанных газов.

Керамический наконечник, выполненный из двуокиси циркония и токопроводящих платиновых электродов, является основной деталью датчика. Работа этого измерительного прибора строится на разности напряжения, которое возникает между двумя экранами, вызываемая колеблющимся уровнем кислорода.

схема принцип работы лямбда-зонда

Схема принципа работы лямбда зонда

Любое отклонение значения лямбды от единицы снижает эффективность катализатора. Оптимальный диапазон показателя лямбды для работы катализатора 1±0,01, циркониевый зонд позволяет считывать минимальное отклонение от заданного значения. Кислородный датчик выполняет свою функцию максимально эффективно при температуре от трехсот до трехсот пятидесяти градусов, именно поэтому кислородные датчики комплектуются электрическим нагревателем, который находится внутри зонда, работает от сети автомобиля.

Пуск и прогрев двигателя работу датчика не запускают, а соотношение компонентов смеси контролируется другими приборами автомобиля. Меняющееся напряжение, провоцируемое работой датчика, дает системам сигнал о подготовке и необходимости корректировок соотношения компонентов смеси при работе двигателя.

Причины поломки датчика концентрации кислорода

Работа регулятора лямбды в допустимых условиях позволяют производить замену не раньше, чем через 60-80 тысяч километров.

К поломке датчика может привести:

  • плохой бензин, содержание примесей свинца;
  • если установка датчика осуществлялась с использованием горючего герметика;
  • при работе происходит перегрев прибора из-за перебоев системы зажигания, обогащенная смесь, неверно вставленный УОЗ;
  • неудачный запуск двигателя: горючее попадает в выхлопную систему, с возможностью последующего возгорания;
  • в систему выхлопа из-за пришедших в негодность маслосъемных колпачков попало масло;
  • антифриз в системе выхода;
  • отходит контакт электросети от цепи датчика;
  • разгерметизация системы выхода.

Неправильно работающий кислородный регулятор перестает посылать какие-либо данные на ЭБУ системой впрыска горючего, ЭБУ запускает работу по средним данным, введенным в память. Это провоцирует нестабильное соотношение компонентов горючей смеси, что объясняет характерные неисправности работающей системы:

  • малые обороты двигателя нестабильны в работе;
  • расход топлива значительно увеличивается;
  • авто плохо разгоняется;
  • срабатывает датчик CHECK ENGINE;
  • потрескивающий звук катализатора с остановкой двигателя.

Необходимость наличия регулятора кислорода

Действительно ли необходимо наличие кислородного датчика в конструкции авто? В случае замены катализатора пламегасителем, зонд можно не устанавливать, если возможна перепрошивка ЭБУ автомобиля, часть систем не поддается прошивке, такие, как BOSCH, SIEMENS.

В таком случае отсутствие датчика кислорода компенсируется установкой эмулятора. Есть автомобили, работа системы двигателя которых не ухудшается при отсутствии лямбда-зонда.

Меню